Влияние игровой деятельности на развитие творческих способностей дошкольников

Психологическое развитие детей непрерывно связано с формированием у них творческих способностей. Ведущее место в этом процессе занимает игра. Отмечено, что в игровой деятельности современных детей наметилась тенденция к снижению ее общего уровня. Необходимо констатировать тот факт, что сегодня происходит утрата традиций, связанных с игрой. Игра все реже используется педагогами.

Компьютеризация и телевидение заменили общение в игре взрослого и ребенка. Принцип игры в обучении применяется все реже. У детей возникает стихийный интерес к игре, выпажающийся часто в том, что дети играют в примитивные, иногда жестокие игры.

Игровой деятельности посвящено много исследований. Тем не менее, многие вопросы детской игры остаются дискусионными. Бесспорным является огромное влияние игровой деятельности на развитие творческого потенциала и творческих способностей школьников. В процессе игровой деятельности ребенок создает мнимые ситуации, берет на себя одну или несколько ролей. Через игру принимает и отрабатывает различные модели взаимодействия с окружающим миром. Самое игровое действие начинается только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом-другой. Игоровое действие носит символический характер. Игра-особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане. Воображение приобретает произвольный характер, оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование, ребенок умеет создавать образы,воображение переходит во внутренний план, необходимость в наглядной отправной точке для создания образов отпадает.

В развитии игровой деятельности прослеживается определенная генетическая преемственность, через режиссерскую игру к сюжетно-ролевой и игре с правилами. На первом этапе ребенок управляет игрушкой (действует через нее), либо роль выполняется самим ребенком (мама, доктор и так далее). В режиссерской игре игровая деятельность осуществляется через воображаемую ситуацию, например, когда ребенок использует кубик как машинку. Но при этом, на этапе режиссерских игр, ребенок не отождествляет себя с какой-либо определенной ролью. В процессе развития режиссерской игры, происходит обогащение, ее предметом становятся не единичные объекты, взятые во внешних их свойствах и способах поведения, а взаимосвязанные между собой и раскрывающиеся в этой взаимосвязи предметы. На следеующем этапе, когда игра становится ролевой, ребенок принимает на себя определенную «роль», хотя по своему наполнению и содержанию эта «роль» гораздо шире социальных взаимоотношений людей. В своих предпосылках ролевая игра связана с психологическими новообразованиями, складывающимися в режиссерской игре. В поведении ребенка проявляется то, что он «кто-то» или «что-то» совсем другое. Нередко ребенок на этом этапе развития игровой деятельности заявляет: «Я — машинка» или «я — дочка». Значение этого типа детской игры заключается в том, что происходит формирование механизма идентификации, лежащего в основе многих фундаментальных общечеловеческих способностей.

Роль связана со взаимоотношениями людей и всегда содержит в себе две взаимосопряженные позиции: пациент-больной, мать-ребенок, учитель-ученик.

Сюжетно-ролевая игра, в том числе на музыкальных занятиях и праздниках, способствует проявлению художественно-творческих и музыкальных способностей (эмоциальная отзывчивость на характер музыки, перевоплощение в образ, переданный в музыке или игре).

Развитие сюжетно-ролевой игры идет от индивидуальной игры к игре со сверстниками и далее к развернутой коллективной игре, со многим взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями. Наиболее инициативные в такой игре дети становятся ее организаторами, создают новые сюжетные сочетания, роли и руководят другими ролевыми взаимодействиями. Режиссерскую игру на новом уровне отличает качественное обогащение сюжета за счет включения в игру взаимосвязанных персонажей, возможностей нескольких линий в развитии сюжета. Часто старая игра наполняется новым содержанием, которое становится доступным к этому возрасту. Особое место в режиссерской игре занимает возможность коллективного действия, сотрудничества. Коллективная режиссерская игра часто включает в себя элементы продуктивных видов деятельности: конструирование, рисование, которые связаны не только с восприятием, но и воображением и мышлением, а также формированием личности и воли, играющих большую роль в развитии творческих способностей дошкольников. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи-тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании творческой гармоничной личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.